Тенденции индустрии товаров из древесно-полимерного композита древопласта

Тенденции современного рынка террасных покрытий из Древесно-Полимерного Композита, в т.ч. иных товаров из Древесно-Полимерного Композита

Результаты подавляющего большинства исследований и собственного анализа НИЦ "ДПК" позволяют выделить следующие основные тенденции развития рынка ДПК:

1. Высокие темпы роста. На ближайшие два-три года они сохранятся на уровне 30-50% в год в центральном регионе России, а в некоторых регионах России и до 100%. География потребления увеличится до территории всей России к 2013г. (в настоящее время продукция из ДПК относительно хорошо известна в центральном регионе России). Увеличение количества производителей будет на уровне 30-40% в год до 2014г. Как следствие, ожидается ужесточение конкуренции.

2. Рост спроса на товары из ДПК. Сейчас его темп составляет 30-50% в год и ожидается его увеличение. Это следствие растущего уровня платежеспособности населения, т.е. количественного увеличения среднего класса общества.

3. Рост требовательности потенциальных покупателей. Это следствие предыдущей тенденции. Приводит к необходимости уделять существенно больше внимания повышению качества всех аспектов товаров из ДПК, в т.ч. и услуг. В этой связи особое значение приобретает персонал и повышение качества управления предприятием.

4. Кадровый голод по всем позициям. К сожалению, в системе подготовки качественного персонала для предприятий отрасли в ближайшие 5-7 лет заметного перелома не ожидается ни по одной позиции. Почему такие сроки? К настоящему времени разрабатываются программы обучения технологов по направлению ДПК. С учётом период разработки учебных программ, отладки учебного процесса и выпуска первых специалистов мы и получаем такие величины - около 5-7 лет для персонала первичных специальностей.

5. Увеличение инвестиций, как по общему объёму, так и по отдельным проектам. Это обуславливает не только количественный рост предприятий, но и качественный. Это обязательно нужно учитывать действующим на рынке игрокам.

6. Неравномерность развития, как по сегментам рынка, так и по территориям. Опережающими темпами будет расти демократический сегмент, а элитарный, наоборот, в лучшем случае сохранит существующие позиции. Нижний ценовой уровень скорей всего сохранит завоёванное состояние.

7. Приход на рынок новых игроков из других видов бизнеса. Это обусловит ужесточение конкуренции. Во-первых, «пришельцы», не отягощенные грузом «традиций», могут сделать совершенно неожиданные предложения для рынка, т.е. приобрести трудно преодолимые конкурентные преимущества.

8. Сложности с законодательством и взаимодействием с органами власти. Они скорей всего сохранятся в существующем состоянии. Усилится движение бизнеса в сторону выхода из «тени» до максимально возможного уровня. Это может существенно подорвать позиции тех, кто не начнёт это движение вовремя.

9. Несоответствие цен и качества обслуживания в сравнении с мировыми показателями. Это положение с ростом конкуренции и требовательности потенциальных потребителей будет ускоренно изменяться в сторону мировых показателей. Кто раньше начнёт, тот, несомненно, будет в выигрыше по части конкурентных преимуществ.

10. Освоения новых для России видов профильного бизнеса. Например, сегодня рост рынка натуральной древесины тропических пород составляет 10% в год, при неизменном уменьшении объемов промышленной вырубки в Южной Америке.

Конкуренция. Эта проблема в особых комментариях не нуждается, поскольку все, так или иначе связанные с бизнесом, знают её сущность, возможные последствия несвоевременного разрешения и т.д. Естественно, в каждой отрасли существуют свои особенности конкуренции и путей приобретения конкурентных преимуществ (разрешения проблемы). Хочется отметить положительную роль конкуренции. Она способствует развитию и, следовательно, для активных целеустремлённых управленцев не так страшна. Аудитория потенциальных покупателей велика, разнообразие вкусов и потребностей огромно, неудовлетворённый спрос велик. Иначе говоря, каждый может найти свою целевую аудиторию и работать на неё.

1.        Широкий ассортимент товаров из Древесно-Полимерного Композита. На первый взгляд может показаться, что здесь нет проблемы. Однако более глубокий анализ показывает, что это не так. Широкий ассортимент порождает сложность эффективного управления и увеличивает издержки предприятия с последующим ростом себестоимости. Крупное машиностроительное предприятие с несоизмеримо большим оборотом в управлении проще. Там стабильные много лет номенклатуры всех элементов производства, логистики, производимой продукции и т.д. На предприятии по выпуску продукции из ДПК всё это меняется во много раз быстрее и требует постоянного пристального внимания, поскольку конкуренты и недобросовестный персонал не дремлют. В итоге порождается несоизмеримо большая информационная насыщенность и динамичность процесса управления. Положительной стороной широкого и относительно легко и быстро меняющегося ассортимента является возможность легче и быстрее приобрести конкурентные преимущества в сравнении с машиностроительным предприятием.

2.        Высокая скорость оборота капитала. Опять же сама по себе это вроде больше положительная характеристика бизнеса, а не проблема. Однако она порождает целое множество проблемных вопросов, необходимость решения которых существенно ухудшает управляемость предприятия. Это повышение информационной насыщенности управленческого процесса, поскольку всё меняется гораздо быстрее в сравнении с машиностроительным предприятием. Это высокая привлекательность бизнеса для инвесторов, что усиливает конкуренцию. Это пристальное внимание властных и контролирующих структур, поскольку бизнес-процессы связаны со здоровьем людей и считается, что в данном бизнесе деньги прямо сыплются акционерам с неба.

3.        Существование благодатных условий для злоупотреблений персонала. Это одна из серьёзнейших проблем бизнеса. Она порождается рядом факторов. Это неизбежность слабо контролируемого участия персонала в поддержании качества продукции из ДПК. Это возможность проводить различного рода махинации с закупочными ценами на сырье для изготовления товаров из ДПК.

4.        Многопрофильность операционной деятельности предприятия. Она порождается необходимостью приобретения конкурентных преимуществ в условиях острой конкуренции. Это повышает информационную насыщенность управления предприятием, снижает контролируемость бизнес-процессов, что расширяет возможности для злоупотреблений недобросовестным персоналом.

5.        Сложная структура затрат, большая доля постоянных затрат. Специфика бизнеса обуславливает сезонную зависимость его доходности, зависимость от ассортимента выпускаемой продукции. А заработную плату персоналу платить нужно, арендную плату платить нужно, оплачивать коммунальные услуги нужно и т.д. Кроме этого, возникают сложности с калькуляцией себестоимости продаваемых товаров, блюд, услуг.

6.        Наличие и сильное влияние неуправляемых факторов. Под этой формулировкой сосредоточено всё, что касается взаимодействия предприятия с внешней средой. Особо сильное влияние на себестоимость продукции оказывает неподконтрольность предприятию себестоимость исходного сырья для производства продукции из древесно-полимерного композита, в частности из-за того, что многие составляющие «жидкого» дерева импортируются в Россию, то очень сильно на структуру затрат влияют курсовые колебания валют.

7.        Множество проблемных вопросов, связанных с персоналом. Это острейшая проблема предприятий в современных условиях нашей страны и, как уже отмечалось выше, в обозримом будущем возможности её полного и корректного разрешения не видно. Существует острый дефицит квалифицированных кадров (в частности химиков-технологов) по всем позициям от контактного персонала до ТОП-менеджеров, т.е. проблема обучения. Существуют проблемы эффективной мотивации. Существуют уже упоминавшиеся проблемы злоупотреблений.